Главная » Статьи » Мои статьи

Спасо-Преображенская церковь в Сморгони

История Спасо-Преображенского храма в г. Сморгони восходит к времени обращения жителей города в христианство. Раньше в городе, где сейчас расположены здания кинотеатра «Космос» и Главпочтамт, стояла каменная, а до нее - деревянная Спасо-Преображенская церковь. Во время изучения инвентаря г. Сморгони за 1622 год была найдена запись о том, что на ул. Скоморошья находился дом священника.

    В записи за 1672 год среди городских повинностей перечисляется и такая: «Войт и мещане непременно должны обнести забором погост у церкви на рынке, разрушенной во время войны с Москвой», а за 1689 год читаем следующее: «На рынке церковь Преображения Господня деревянная, рубленная в замок. Требуется ремонт крыши».

    В XIX веке Ч. Янковский в книге «Ошмянский повет» писал, что прихожане православной церкви Сморгони собрали деньги и возвели в 1840 г. на рыночной площади каменную церковь на месте, где была старая, построенная еще во времена обращения жителей Сморгони в христианство. И в этой церкви был свой чудотворный образ Божией Матери.

    Дальнейшие исследования привели нас в Литовский Государственный Архив, в документах которого мы обнаружили, что сморгонский Спасо-Преображенский храм Литовской Епархии был построен в 1840 году «тщанием приходского священника сей церкви и прихожанами ее». Площадь церкви составляла 350 квадратных метров без Святого Алтаря. В 1853 году был произведен ремонт за издержки казны. Церковь построена из камня, не отапливается. Уже в 1893 году пришла в ветхость и требовался безотлагательный ремонт. По распоряжению епархиального начальства в 1888 г. епархиальным архитектором составлен проект на ремонт церкви и постройку каменной колокольни. С 1868 г. послушание в этой церкви нес священник Иулиан Викторович Гинтовт. А с 1894 по 1896 годы служил священник Николай Коченовский.

    На постройку колокольни и ремонт церкви средства изыскал настоятель. Было продано 1000 пней строевого леса, и за вырученные средства произвели ремонт церкви и возвели трехъярусную каменную колокольню с пристройкой для крыльца. Церковь была обнесена каменной оградой по всему периметру.

    В церкви имелся один Престол, освященный в честь Преображения Господня. Престольный праздник отмечался 6 августа. «Утварью сия церковь была скудна, но по мере средств ежегодно пополнялась. По штату сообразно числу принадлежащих к ней прихожан состояла в четвертом классе. Всей земли при церкви имелось 120 десятин. Расстояние от Духовной Консистории составляло 12 км, от уездного города (Ошмяны - прим. авт.) - 32 км, от (места жительства) Благочинного - 21 км.

    Ближайшая церковь - в Светлянах, в честь святых апостолов Петра и Павла, в 5 км».

    В Спасо-Преображенской церкви находились подлинные метрические книги. В них содержались записи о родившихся с 1807 по 1843 годы, о бракосочетавшихся - с 1792 по 1843 годы и об умерших с 1792 по 1843 гг. Этот факт еще раз подтверждает нам существование ранее на этом месте деревянной церкви.

    В приходе имелась женская одноклассная церковно-приходская школа, открытая 24 октября 1896 года. Она содержалась от казны. В ней обучалось 47 девочек. Кроме этого имелись еще и школы грамоты: в деревне Сукневичи - открыта с 1896 года, обучалось 15 учащихся-мальчиков; в д. Свиридовичи - с 1896 г., обучалось 15 мальчиков; в д. Корени - с 1896 г., обучалось 8 мальчиков.

    Старостой церкви состоял отставной надворный советник Валериан Станиславович Юшкевич.

    Настоятель священник Николай Семенович Коченовский являлся сыном протоиерея и обучался в Литовской Духовной Семинарии. Окончил семинарию по второму разряду. «Состоял младшим учителем при Виленском Снинишском двуклассном приходском училище, старшим учителем при Виленском Заречном двуклассном приходском училище с 1 апреля 1877 г. по 10 октября 1878 г. состоял штатным канцелярским служителем в Литовской духовной консистории с 9 октября 1878 г. по 2 ноября того же г. Исполняющим должность столоначальника в оной консистории с 2 по 20 ноября 1878 г.

    По распоряжению главного священника армии и флота его определили в 56 пехотный Житомирский Его Императорского Высочества Великого князя Николая Николаевича-младшего полк. В сан священника он был рукоположен Преосвященным Ианнуарием епископом Брестским, викарием Литовской епархии 14 января 1879 г.».

    В период Первой мировой войны Спасо-Преображенская церковь была частично разрушена. От всего города Сморгонь остались только одни руины. Прихожане, движимые любовью к Богу и церкви, начали собирать средства на возрождение храма. Был создан Комитет по восстановлению церкви в Сморгони. Но собранных средств оказалось недостаточно, и Комитет обратился к властям за помощью. В документе из Зонального Государственного Архива г. Молодечно мы находим фамилию архитектора Кондаралова, создавшего проект восстановления башен церкви согласно указаниям профессора П. Клоса. В данном документе от 28.10.1923 г. №149 читаем:

    «Пану районному инженеру в Ошмяне. На требование строительного отдела Дирекции публичных работ от 10.09. сего года Комитет восстановления православной церкви в Сморгони извещает, что он не приступил к надлежащей обработке проекта капитальной перестройки церкви из-за того, что нет денег в связи с уничтожением имущества прихожан и падением стоимости марки. Комитет не в силах выполнить это восстановление, поэтому он представляет проект реставрации сводов церкви, обработанный архитектором паном Кондараловым согласно с указаниями профессора П. Клоса.

    Одновременно Комитет очень просит как можно быстрее утвердить этот проект и дать возможность к зиме закончить строительство крыши, так как остается мало времени для работы, а прихожане мокнут в церкви во время богослужения.

    Руководил возрождением храма его настоятель иерей Владимир Петрович Ровдо. Он нес послушание настоятеля с 1921 г. по 1963 г. Прошел путь от молодого священника до митрофорного протоиерея. Был благочинным Ошмянского благочиния. Благодаря его неутомимой энергичной деятельности и милостию Божией в г. Сморгони был воздвигнут величественный храм, торжественное освящение которого состоялось 19 августа 1929 года.

    Освящение храма привлекло большое количество богомольцев. Из местечка Крево и Сутьково прибыли крестные ходы. Освящение совершал уполномоченный епархиальной властью наместник Свято-Духова монастыря г. Вильно архимандрит Савватий в сослужении многочисленного духовенства. Во время Божественной Литургии, на которой присутствовали представители гражданских властей и местного польского общества, протоиерей Владимир Юзвюк, настоятель храма святого великомученика Георгия Победоносца из Голыыан, произнес прекрасную прочувствованную проповедь. В этой проповеди он сравнил судьбу храма Соломонова с судьбой Сморгонской церкви. Одновременно с постройкой большого прекрасного храма стараниями отца Владимира Ровдо возведены были прекрасные причтовые помещения, крытые жестью.

    Великая Отечественная война, принесшая столько разрушений, не пощадила и Спасо-Преображенскую церковь. Храм был частично разрушен в результате бомбардировок города в 1944 году.

    Пришлось священнику Владимиру восстанавливать храм и после II мировой войны. Стараниями настоятеля и прихожан были собраны средства и возрожден храм. Освящение храма состоялось в 1948 году.

    С 1954 по 1959 годы вторым священником в храме служил протоиерей Виталий Колосов. Церковным старостой был избран Михаил Петрович Копоть.

В богоборческое хрущевское время гонений на Церковь, в 1962 году, храм закрыли. Зимой этого же года с его колокольни тягачами были сброшены и разбиты колокола. Их отправили на переплавку в литейный цех. В конце 1960-х гг. разрушили и само здание церкви. А на этом месте разбили сквер с фонтанами.

    При нашем исследовании были использованы и архивные материалы историко-краеведческого музея г. Сморгони о закрытии и разрушении храма.

    Из воспоминаний Кулицкой Анны Ивановны, проживающей по адресу: ул. Гагарина, д. 23, кв. 33 в г. Сморгонь.

    Она работала уборщицей в райкоме партии, который размещался в здании современного военкомата (ул. Кирова). Спасо-Преображенская церковь располагалась почти напротив. В ней был красивый резной иконостас, который вырезал некий Завадский, проживавший по пер. Почтовому. После закрытия храма иконы из него передали в церковь д. Светляны.

    Поводом для закрытия храма, по воспоминаниям Кулицкой А.И., послужил факт закрытия и передачи под зерновой склад каплицы в д. Сукневичи. Власти предложили священнику Владимиру Ровдо забрать оттуда церковное имущество, что тот и сделал. Группа женщин из д. Клиденяты обвинила его в том, что отец Владимир продал властям эту капличку, и решили его расстричь. Во время вечерней службы женщины устроили скандал. Стали с ножницами гоняться за батюшкой. Но тот перебрался за церковную ограду и ушел домой. Власти воспользовались этим инцидентом, чтобы закрыть храм. Это произошло в 1962 г.

    Но люди продолжали приходить к закрытой церкви и молиться. Одна из прихожанок Татьяна Титович (Цитович) приходила к закрытой церкви, стелила у входа платок, на который люди клали деньги на открытие и восстановление храма, молилась. Приходили и другие женщины. Все это происходило перед райкомом партии. Толпу молящихся разгоняла милиция. Иногда присылали пожарную машину, людей обливали водой. Церковь решено было разрушить. Рядом с ней находилось несколько захоронений священников, которые в этой церкви служили. Так родственник отца Игнатовича, Александр Анисимович Дерюго, и его знакомый Титович раскопали его могилу и подняли гроб. Когда его вскрыли, то несколько мгновений можно было видеть тело погребенного. Оно было одето в зеленые одежды, с крестом и Библией. А потом быстро рассыпалось. Кости переложили в гроб меньшего размера и перезахоронили в Вильнюсе. Другой гроб был цинковый. Его перезахоронили работники коммунхоза на кладбище по ул. Каминского (могила слева от входа, в конце 2-й аллеи. Там же и памятник).

    Церковь разрушили поздней осенью, ночью. Год, когда это произошло, Анна Ивановна не помнит. Она дежурила в райкоме. В три часа ночи пригнали машину. Стены не взрывали, а разбили большим шаром, прикрепленным к тросу, привязанному к стреле крана. К утру всё было кончено. Мусор вывезли, разровняли. Вскоре начали строить на этом месте здание Главпочтамта.

    Запись сделана 27 июня 2004 г.

    По воспоминаниям Буловой Валентины Ивановны, проживающей по ул. Кирова, 29, г. Сморгонь, вначале со Спасо- Преображенского храма сняли кресты и колокола. Снятие проводили военные. За кресты зацепили тросы и сорвали вместе с куполом.

    Запись сделана 11 июня 2001 г.

    В архивных данных Национального Архива РБ находим следующие сведения о закрытии храма:

    «Решение №389 от 6 сентября 1963 г., г.Гродно о закрытии церкви в городе Сморгонь

    Заслушав уполномоченного Совета по делам русской православной церкви при СМ СССР по Гродненской области Гашникова А. Н. о том, что церковь в городе Сморгонь действует с июля 1961 года и райисполком на основании многочисленных просьб трудящихся города возбудил ходатайство перед облисполкомом о закрытии данной церкви, так как в текущем году предусмотрено строительство широкоформатного кинотеатра.

    По просьбе верующих Сморгонский райисполком своим решением №36 от 14 февраля 1963 г. предоставил в пользование сморгонской религиозной общине типовую церковь в д. Светляны (в 4 км от г. Сморгони, церковь святых апостолов Петра и Павла). Здание каменное, построенное в 1938 году, пл. 128 квадратных метра, в котором с марта 1963 г. проводятся церковные службы.

    Учитывая, что согласно §29 инструкции по применению законодательства о культах, религиозная община вправе пользоваться только одним молитвенным зданием, исполком Гродненского областного Совета депутатов трудящихся решает:

    1. Церковь в г. Сморгонь снять с учета действующих.

    Разрешить Сморгонскому райисполкому переоборудовать это    церковное здание и использовать его под общественно-хозяйственные нужды.

    2. Предоставить религиозной общине типовое молитвенное здание в д. Светляны, взять на учет действующих, передав туда всю церковную утварь из сморгонской церкви.

    Председатель Гродненского облисполкома Н. Молочко. Секретарь

    облисполкома М. Арефьев».

    Далее читаем заключение о закрытии.

    «Заключение    о закрытии церкви в городе Сморгонь, Гродненской области, учет, кар. №86.

    Сморгонская православная община зарегистрирована бывшим Молодечненским облисполкомом 5 марта 1946 года. В пользование общины в то время был предоставлен молитвенный дом в г. Сморгони и приписные типовые церкви в д. Светляны и Сукневичи, которые в отдалении от города в 4-7 километрах. Типовое церковное здание в г. Сморгони в период войны было частично разрушено, и верующие им не пользовались до 1949 года. В 1948-49 гг. при попустительстве местных органов власти духовенство восстановило церковное здание в г. Сморгони, и все службы были сосредоточены в этом здании. Приписные церкви и молитвенный дом райисполкомом были заняты под другие цели.

    За последние годы вследствие усиления атеистической пропаганды активность сморгонской общины резко ослабла и посещаемость церкви значительно уменьшилась. Отход от церкви городского населения сильно сказался на материальных доходах. Поэтому служившие в сморгонской общине священник В. Ровдо и священник Пыск - люди крайне алчные к наживе, всю тяжесть поборов перенесли на сельское население, которое еще посещало церковь.

    Верующие деревень Сукневичи, Светляны и др., будучи возмущенными такими действиями духовенства и тем, что священник В. Ровдо под предлогом ремонта церкви неоднократно собирал деньги, однако использовал их на строительство собственного дома в г. Вильнюс, в один из религиозных праздников в конце мая 1961 г. его пытались избить и остричь волосы. Священник В. Ровдо был вынужден оставить приход и переехать жить в г. Вильнюс. Священник Никифор Пыск епархиальным управлением был переведен в Залесскую церковь. Таким образом, с июня 1961 г. службы в Сморгонской церкви прекратились. До мая 1962 г. община не ставила просьб о приглашении других священников. Многие бывшие прихожане Сморгонской церкви посещали соседние в деревнях Залесье и Сутьково, находящиеся в 10 км от Сморгони...

    Идя навстречу пожеланиям трудящихся, Сморгонский райисполком возбудил ходатайство перед облисполкомом о закрытии указанной церкви.

    Оставшаяся небольшая группа поповских приспешников - староста Копот, проживающий в д. Светляны, казночей Каминский, проживающий в д. Сукневичи, Гурский, Титовы и другие в июне-июле 1962 г. привлекли на свою сторону некоторую часть верующих и стали вести активную работу по возобновлению церковных служб в г. Сморгонь...

    С предоставлением Сморгонской религиозной общине молитвенного здания в д. Светляны в пользовании общины оказалось два молитвенных здания, что противоречит §29 инструкции по применению законодательства о культах.

    С сентября 1963 г. исполком Гродненского областного Совета депутатов трудящихся принял решение снять с учета действующих церковь в г. Сморгони, взяв на учет действующих за сморгонской общиной церковь в д. Светляны, куда передать всю церковную утварь.

    В связи с тем, что церковное здание в г. Сморгонь переоборудовать под кинотеатр не возможно, Сморгонскому райисполкому разрешено строить новое здание широкоэкранного кинотеатра в 1963 г.

    Прошу Совет по делам русской православной церкви при СМ СССР дать свое согласие на снятие с учета действующих церковь в г. Сморгони и взять на учет действующих церковь в д. Светляны.

    Уполномоченный Совета по делам русской православной церкви при СМ СССР по Гродненской области А. Гашников (подпись).

    17 октября 1963 г.».

    В наше время по ул. Красноармейской в г. Сморгони вновь возрождается Спасо-Преображенский храм. В 1990 г. освятили место под храм и заложили первый камень в его строительство. Это торжественное событие возглавил Высокопреосвященнейший Филарет, митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси. Старанием и усердием священников Петра Пургеля, Владимира Комарова и теперешнего настоятеля Сергия Маслова ведутся окончательные работы по завершению строительства,

    Кроме Спасо-Преображенской церкви к приходу относились две кладбищенские церкви. Церковь во имя Святой Троицы в д. Сукневичи 1908 года постройки. Площадь церкви составляет 70 квадратных метров без

    святого Алтаря. Богослужения совершались на престольный праздник и при отпевании умерших. Последний ремонт церкви производился в 1952 г, в 2004 году.

    Вторая церковь находилась деревне Венславентак. С престолом, освященным во имя Святого Иоанна Предтечи. Церковь деревянная, устроенная из часовни в 1872 году. Богослужения совершались в день Рождества Иоанна Предтечи и при отпевании умерших.

    В XIX веке в г. Сморгони существовала еще и Свято-Михайловская церковь, построенная в 1553 г., как кальвинский сбор, князьями Зеновичами.

    В 1621 г. Софья Зенович, сестра Николая-Богуслава Зеновича, тогдашнего владельца земель, продала храм католической общине. Храм был освящен во имя Святой Троицы и находился у католиков до 1866 года.

    В середине XVIII века эта церковь была разрушена и восстановлена.

    С 1866 г. по 1918 г. существовала, как православная церковь св. Архангела Михаила. Это памятник архитектуры ренессанса с чертами оборонительного строительства и ретроспективного русского стиля XIX века.

    Свято-Михайловская церковь, частично была разрушена во время Первой мировой войны. Храм реставрировался с 1923 по 1925 гг. и в 1970 г. Был закрыт во время Великой Отечественной войны.

    С 1983 по 1989 гг. использовалась под музей, выставочный зал. В 1989 г. местные власти передали здание церкви католической общине. Теперь это костел св. Михаила.

    Подтверждение существования храма святого Архангела Михаила находим в географическом словаре Королевства Польского: «В Сморгони имеются две православные церкви: Спасо-Преображенская, построенная в 1840 году из камня на месте прежней, уничтоженной пожаром с древним образом Богородицы, происходящим со времен принятия здесь христианства; второй храм - святого Михаила».        

Источник:http://www.pravoslavie.by/hram/g-smorgon-prihod-v-chest-preobrazhenija-gospodnja-kriptovaja-cerkov-v-chest-ikony-bozhiej-materi

 

Категория: Мои статьи | Добавил: admin (17.07.2014)
Просмотров: 2174 | Теги: середи, приход, православие, религия, церковь, агротуризум, сморгонь, агроусадьба | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Дополнительно
Рейтинг@Mail.ru